Биоразнообразие: проблемы и охрана
Сохранение биоразнообразия – разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальнейшая задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития.
Геоэкология
Междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов.
Глобальная экология
Комплексная научная дисциплина, изучающая биосферу в целом.
Информационные технологии в экологии
Цель освоения дисциплины: получение общих и специальных знаний о применении информационных технологий (ИТ) в экологии, природопользовании и геоэкологии и овладение практическими навыками их использования для решения конкретных учебно-образовательных и профессиональных задач.
Ландшафтная экология
Отрасль науки, раздел экологии и географии, который изучает пространственное разнообразие и элементы ландшафта (например поля, живые изгороди, группы деревьев, реки или города) и то, как их расположение воздействует на распределение и поток энергии, и индивидуумов в окружающей среде (который, в свою очередь, может непосредственно повлиять на распределение элементов).
Математические методы и моделирование в экологии
Основной задачей биологического моделирования является экспериментальная проверка гипотез относительно структуры и функции биологических систем. суть этого метода складывается в тем, что вместе с оригиналом, т.е. с какой-то реальной системой, изучается его искусственно созданное сходство — модель.
Общая экология
Учение о деятельно техноприродных системах, которые, кроме окружающей среды включают в себя природные процессы (или природную деятельность) и деятельность человека.
Методы исследования в экологии
Целью дисциплины «Методология и методы научного исследования» (Экология) — является
освоение современных научных подходов и методов в экологии.
Обращение с отходами
Основные задачи дисциплины:
Охраняемые природные территории
Цель освоения дисциплины: формирование представлений об охраняемых природных территориях и их роли в обеспечении и поддержании экологического равновесия окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду
Формирование основ знаний по оценке воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС, изучение порядка и процедуры оценки воздействия на ОС в РФ в соответствии с действующим законодательством, а также воздействия различных видов хозяйственной деятельности на ОС.
Промышленная экология
Прикладная наука о взаимодействии промышленности (как отдельных предприятий, так и техносферы) и окружающей среды, и наоборот — влияние условий природной среды на функционирование предприятий и их комплексов.
Радиационная экология
Наука, изучающая особенности существования живых организмов и их сообществ в условиях наличия естественных радионуклидов или техногенного радиоактивного загрязнения.
Ресурсосберегающие, безотходные, бессточные технологии
Целью развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий является создание замкнутых циклов с полным использованием поступающего сырья и отходов, так как биосфера является закрытой системой, где все элементы взаимосвязаны и обуславливают друг друга.
Социальная экология
Наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.
Урбоэкология
Наука о взаимосвязи и взаимодействии во времени и пространстве двух систем — городской (её социальной, технической, энергетической, информационной, административной подсистем) и естественной, а также о ноосферном управлении экосистемой.
Управление техногенными отходами
Цель учебной дисциплины — формирование комплекса знаний, умений и навыков в области экологически безопасного управления движением техногенных отходов.
Учение о биосфере и ее охрана
Целями освоения дисциплины является изучение современных концепций биосферы, законов
эволюции биосферы, особенно ее развития под влиянием человеческой деятельности, повышение компетентности у в сфере экологии и рационального природопользования, а также формирование у твердых нравственных принципов экологической культуры.
Экологическая безопасность и оценка рисков
Цель изучения дисциплины — формирование знаний и навыков получения, накопления и обработки информации о состоянии природных и техногенных объектов на основе применения теории экологических рисков, формирование у аспирантов природоохранного и экологического мировоззрения.
Экологическая политика
Это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу.
Экологическая токсикология
Раздел токсикологии, изучающий эффекты воздействия токсичных веществ на экосистемы и их круговорот в биосфере, в особенности в пищевых цепях.
Экологическая химия
Наука о химических процессах, определяющих состояние и свойства окружающей среды — атмосферы, гидросферы и почв.
Экологическая этика
Учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.
Экологические катастрофы и их последствия
Изучение необратимых изменений природных комплексов, связанных с массовой гибелью живых организмов и их последствий.
Экологический менеджмент
Часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.
Экологический мониторинг
Комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Экологическое картографирование
Задача дисциплины – соединить знания о принципах экологии и закономерностях функционирования экосистем с широким географическим кругозором, основанным на знании пространственной структуры биосферы.
Экологическое образование и воспитание
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Экология атмосферы
Раздел геоэкологии, изучающий состояние атмосферы и влияние на атмосферу деятельности человека
Экология гидросферы
Она дает представление о наиболее общих закономерностях процессов,
протекающих в гидросфере, показывает взаимосвязь с другими оболочками (сферами).
планеты.
Экология почв и агроэкология
Изучение закономерностей взаимоотношения организмов на всех уровнях организации со средой их обитания, роли сельского хозяйства в загрязнении биосферы, особенностях экологического кризиса, путях и методах сохранения современной биосферы.
Экология транспорта
Целью изучения дисциплины является формирование знаний в области воздействия на окружающую среду и человека различного вида транспорта, получение научных знаний об основах экологизации транспорта.
Экология человека
Комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия, людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека
История экологии
Дисциплина «История и методология экологии» состоит из двух разделов – «История развития экологии» и «Основы методологии экологии» в которых изучаются основные этапы становления экологии как науки, важнейшие труды экологического профиля.
Периодика по экологии