8 (4742) 900-100
8-900-593-49-91
Прием звонков с 9:00 до 21:00

Роль куратора в вузе

Вчерашние выпускники школ становятся студентами и окунаются с головой в новую среду общения, учебного процесса, досуга, бытовых условий и т. д. Резкая смена школьной скамьи на лекционные аудитории, поставленные новые, казалось бы, невыполнимые задачи – все дезориентирует первокурсника.

Как адаптироваться к новым условиям жизни?

222-02На эти и другие вопросы помогают ответить кураторы студенческих групп. Но, к сожалению, многие кураторы по-разному понимает свою роль. Одни слишком активно включаются в жизнь студента, принимая на себя роль родителя. Другие формально подходят к своим полномочиям, пытаясь минимализировать свои обязанности и регламент времени, которое они должны уделять студентам. Кроме этого, они недостаточно осведомлены о психологии студента и не всегда готовы справиться с проблемами, возникающими с отдельным студентом, или с конфликтами в группе.

Так кто же такой куратор и какие функции он выполняет?

Куратор — лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ. А мы можем добавить, что и создание коллектива. Но кураторство – это не только процесс воспитания, а и возможность живого общения преподавателей и студентов, которое ведет к саморазвитию обеих сторон.В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами роль куратора и круг его обязанностей расширяется.

Существует несколько классификаций типов кураторов, мы остановимся на одной из них:

  • Куратор-информатор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
  • Куратор-организатор считает необходимым организовывать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.). В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

  • Куратор-психотерапевт очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.
  • Куратор-родитель берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.
  • Куратор-приятель заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели, выполняющие эту роль.
  • Куратор-беззаботный студент не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя свою студенческую группу и не осознавая, чем она живет.
  • Куратор-администратор своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Мы остановились на основной работе куратора на 1 курсе. Но развитие студента на различных курсах имеет особые черты, поэтому и работа куратора должна быть разнообразной. Студент как личность развивается, нуждается в управлении со стороны педагогов, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов. У первокурсников, например, происходит ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, которая может привести к нервным срывам, нежеланию подстраиваться под этот ритм жизни и работы. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиции, им свойственна узость познавательных интересов, но они ищут себя, и задача куратора – поддержать, направить, посоветовать, объяснить, в каком направлении можно двигаться.

Исходя и вышесказанного, можно отметить, что важными профессиональными качествами педагога-куратора должны быть: эрудиция, мышление, интуиция, наблюдательность, оптимизм, находчивость. Его основные ценности социальные и этические. Он решает проблемы, опираясь, главным образом, на эмоции, чувства, умение общаться, понимать и убеждать, не навязывая свою точку зрения.

Таким образом, куратор студенческой группы является связующим звеном между ВУЗом и студентами, что позволяет координировать учебно-воспитательный процесс. И в своей работе он должен помнить главное: в центре этого процесса – личность студента.

P.S: всеми любые предметы такие как: физкультура, музыка, художественная культура, история спорта — знакомы каждому человеку еще со школьный скамьи. Вы можете оформить заказ на написание реферата, доклада, выполнение презентации в PowerPointпо физкультуре, музыке, истории спорта, художественной или мировой культуре. Также исполнители заказов нашего агентства сделают для Вас отличный проект для школы включающий в себя презентацию и доклад по любой указанной Вам и дисциплине.

Агентство «5 баллов» — помощь студентам и школьникам в написании курсовых, контрольных, лабораторных, дипломных и расчетных работ, рефератов, презентаций и выполнении переводов.
Тел: 900-100; 8-900-593-49-91 и 8-962350-01-00. Группа в «Вконтакте» https://vk.com/5ball_ov»